Покупка или продажа недвижимости — довольно рискованное мероприятие. Что делать? Нанять брокера — встанет в копеечку, действовать самостоятельно — велик риск нарваться на мошенников. В любом случае, прежде чем принять решение, нужно собрать максимум информации.
ПОКУПАЕМ САМИ
Предсказать какая именно проблема может ожидать вас при оформлении документов, сложно. Самый типичный случай -когда в бумагах не совпадают какие-либо детали, связанные со сделкой. Например, адреса в выписке из паспорта БТИ, в договоре или в другом правоустанавливающем документе и документе, подтверждающем произведённую ранее регистрацию. Другой вариант — указание разных размеров площади квартиры.
Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что любая сделка с недвижимостью — процесс длительный, трудоёмкий и требующий денежных затрат. Тем не менее многие желающие купить или продать квартиру полагаются на собственные силы и интуицию. Но цена ошибки в данном случае уж слишком высока. И всё же какой путь предстоит пройти тому, кто решил осуществить сделку с недвижимостью самостоятельно? Первое, что надо сделать покупателю, это определиться, какую недвижимость он хочет приобрести, а продавцу — уточнить стоимость продаваемого жилья. И в том и в другом случае придётся провести собственное маркетинговое исследование: изучить рыночные цены на недвижимость. а также факторы, влияющие на ценообразование. В результате покупатель получит представление о грядущих тратах, а продавец узнает, сколько денег сможет получить за свою квартиру. Но обращаем ваше внимание на то, что эта информация будет весьма приблизительной. Вам. скорее всего, придётся сделать множество звонков. Если же продавца интересует официальная (нерыночная) стоимость его квартиры, то получить соответствующую информацию можно в городском бюро технической инвентаризации (БТИ). Когда цена вопроса известна, можно либо давать объявление о покупке или продаже недвижимости, либо изучать те, что уже даны. Процесс этот длительный, требует времени и сил. Здесь самостоятельного покупателя или продавца ждёт череда квартирных просмотров, торг, обсуждение всех условий сделки. Если появился подходящий вам вариант, следующим этапом будет улаживание юридических формальностей. Чаще всего бремя оформления документов ложится на продавца. Вам понадобятся следующие бумаги:
• правоустанавливающий документ на недвижимое имущество;
• копия финансово-лицевого счёта, которую получают в ДЕЗе;
• технический паспорт и справка БТИ об оценочной стоимости квартиры;
• справка из налоговой инспекции по месту жительства об отсутствии налоговой задолженности;
• свидетельство о государственной регистрации права собственности;
• разрешение органов опеки и попечительства на продажу (если в квартире зарегистрированы члены семьи собственника, над которыми установлены опека или попечительство, или же оставшиеся без родителей несовершеннолетние);
• письменное согласие супруга или супруги, если таковые имеются.
После этого составляется договор купли-продажи, образец которого можно найти на сайтах агентств недвижимости. Если вы хотите себя обезопасить, то договор надо заверить у нотариуса. Правильное оформление документов очень важно — это одновременно и гарантия юридической чистоты операции для покупателя, и свидетельство того, что продавец выполнил все условия сделки.
Затем следует процедура передачи денег. Скорее всего, расчёт будет осуществляться через банковскую ячейку. А это значит, что сначала надо будет заключить договор аренды ячейки, а уже потом произвести расчёт: покупатель положит в банковскую ячейку оговорённую сумму, а продавец передаст покупателю ключи и документы. Для того чтобы завершить процедуру, требуется зарегистрировать переход права собственности в регистрационной палате города или области. Последний шаг — составление акта приёмки-передачи квартиры, который поможет ускорить процесс её физического освобождения.
! В договоре, заключаемом с агентством недвижимости, должны быть указаны максимально полные характеристики того жилья, которое вы ищете: район, этажность здания и т.д.
Если все делать самому.
Во-первых, на участника сделки ложится большой объём подготовительной работы: изучение объявлений, обзвон и т. д. Во-вторых, покупатель и продавец вынуждены самостоятельно оговаривать условия сделки. Может случиться и так. что у одного из участников будет консультант, а у другого — нет. В такой ситуации одна сторона будет заведомо менее защищена юридически, чем другая. В-третьих, составление договора, в котором были бы учтены все нюансы, требует определённого опыта и знаний. Наконец, если возникнет конфликтная ситуация, разобраться в ней человеку, не имеющему опыта работы на рынке недвижимости, будет значительно труднее, чем тому, кто сталкивается с подобными ситуациями регулярно. Наконец, проверить операцию купли-продажи сточки зрения соблюдения всех формальностей может только юридически подкованный человек.
найти квартиру можно самостоятельно — в этом помогут и специализированные издания, и Интернет. Но разобраться в тонкостях оформления документов и проверить юридическую чистоту сделки будет непросто.
ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМСЯ?
Поспособствовать вам в покупке квартиры могут два специалиста: квартирный маклер и квартирный брокер. Маклер оказывает консультационные услуги, подбирает вам подходящее жильё, но не может юридически сопровождать сделку. Брокер же не только подбирает квартиру, но и помогает в оформлении необходимых документов. договаривается с банком об аренде ячейки, организует процесс приёма-передачи жилья. Однако, просмотрев рекламные объявления, вы обнаружите, что никаких маклеров и брокеров там нет, а есть риелторы, риелторские агентства и агентства недвижимости. Сложность заключается в том, что объём функций, выполняемых специалистами, работающими на рынке недвижимости, зависит от их лицензии. Мы чаще всего называем риелтором и маклера, и брокера. Фактически же риелтор в своей деятельности совмещает обязанности обоих специалистов. Поэтому мы будем использовать этот термин и дальше.