О прошлом и настоящем русского сада

После принятия Русью христианства в период 11-12 веков образуются монастыри, неотъемлемой частью которых становятся сады. По древним преданиям первыми садовниками были монахи, которые обучались этому искусству на Святой Горе Афон (Греция). Впоследствии они стали основоположниками садов в Киеве, Москве и других русских городах. Со временем эти сады постепенно становятся известными парками и государевыми увеселительными рощами. Древняя Москва была вся в зелени и цветах. Монастырские сады являются прообразами современных ботанических садов. Первые сады-Вертограды, такие, как Троица Сергиева Лавра, Дивеевский монастырь, Оптина пустынь, Тихвинский мужской монастырь или, скажем, сад митрополита Алексея, разбитый на южном склоне Кремлевского холма у Москвы-реки, стали поистине жемчужинами русского садово-паркового строения. Оберегая древние традиции, вплоть до 15 — 17 веков православные монахи последовательно накапливали необходимые навыки, экспериментировали, распространяли садоводческие знания по всем уголкам Руси.

Ландшафтный дизайн всегда тесно связан с культурой и искусством того или иного народа. В истории ландшафтного дизайна общемировую известность получили, например, английский пейзажный парк, французский регулярный сад, японский и китайский восточные сады, связанные с Фен-Шуй и т.д. На Руси же, вплоть до XIV века особое место в садовом искусстве занимали именно монастырские сады. Только в конце XVI века появились и так называемые «аптекарские огороды» или сады, в которых выращивались различные лекарственные растения.

О «природном» стиле сада
Создание Сада занятие кропотливое, схожее с возделыванием сада души, и так же требует любви и терпения. Мы по-прежнему стремимся к воссозданию гармоничного окружения, это сотворчество с природой приносит благодатные плоды для созерцающих его. Окружающий дом ландшафт — это отражение нас самих.. Эксцентричный, впечатлительный человек, возможно Вы привнесете в Сад необычные детали и акценты. О спокойном, уверенном в себе господине расскажет «парадное» ландшафтное окружение; другому по душе лаконичный, утонченный, а быть может и аскетический вариант. Каждый из нас стремиться найти именно то, что близко душе и здесь нельзя равняться на вкусы соседей. Времена меняются, акцент на необходимость дорогого, «представительского» ландшафта снят, а убеждение в том, что иметь японский садик и заниматься йогой обязан каждый респектабельный обыватель, уступает велению души — построить Дом, любить землю на которой живешь, растить детей и взращивать свой Сад!

В наши дни большинство частных владельцев уже уяснили, что не стоит и мечтать о прекрасном саде, а значит, обсуждать проект и давать задания архитекторам, не зная азов ландшафтной науки. Впрочем, сколько и в какой пропорции положить удобрения, какую ветку отрезать, в какую почву посадить… эти, как и прочие, хитрости ремесла со временем становятся достоянием любого любознательного дачника. Секреты ландшафтного дизайнера — это нечто иное… сакральное! У каждого из архитекторов и дизайнеров есть опыт, приобретенный с практикой, за многие годы у лучших представителей профессии ландшафтного дизайнера вырабатывается свой, узнаваемый, почерк работы. Главный секрет дизайнера — это создание неуловимой ауры сада, кто-то ее способен увидеть, кто-то — почувствовать, а кто-то лишь поверит на слово, что она существует. Хотим ли мы преобразовать уголок луга, леса, вырубки, краешек болота… всякий раз отталкиваемся от исходной ситуации, подбираем растения, характерные для конкретного растительного сообщества, формируем рельеф, подходящий для данного биоценоза. Для большинства из нас все это означает больше свободы и возможностей для личного творчества. Вместе с хорошим вкусом, который развивается по мере преумножения знаний, приходит и разумное понимание того, что на конкретном участке сделать можно, а что нельзя, что построить проще, а что — сложнее и, соответственно, дороже. Ведь грамотный дизайнер способен сразу увидеть и оценить потенциал вашего участка! И разработать наиболее оптимальный вариант его благоустройства.
Например, остановившись на «природном стиле» мы отказываемся от планировочных излишеств — нет ни огорода, ни хоззоны, ни спортплощадки. Зато не возникает и раздражающего диссонанса с природным окружением… Природный стиль — это разнообразие. Здесь нет устоявшихся канонов, как в других стилях, нет готовых планировочных рецептов, «железного» ассортимента растений. В своем реальном исполнении он столь же разнообразен, как сама дикая природа. На участке делаются пробные посадки декоративных растений, чтобы экспериментальным путем определить наиболее перспективные культуры. Для пешеходных дорожек используется натуральный камень. В основе природного сада много хвойных, рододендронов, папоротников. Очень красивы большие пятна посадок астильбы. В июле такой сад достигает максимума декоративности. Впрочем, в иные месяцы сад выглядит не менее привлекательно. Зимой он красив за счет камня, весной глаз радуют луковичные растения. На протяжении всего лета прекрасно смотрятся пестролистные формы, например, бузульники, волжанки, из почвопокровных растений — барвинок, декоративная земляника. На участке множество можжевельников, превосходно чувствуют себя ель обыкновенная ‘Nidiformis’ и иные copra карликовых елей. В саду устроен небольшой «лесной» водоем, но берегам высажены осоки, лилейники. Для создания среднего яруса растительности дизайнеры используют клен татарский, а также, различные виды и сорта спирей.