При возведении фундаментов под паровые машины по присланным чертежам строителю некогда заниматься всеми тонкостями расчета, ему необходимо быстро проверить достаточность массы фундамента и иметь свое мнение при возникающих спорах с механиками после пуска машины. Для этого следует усвоить те основные принципы, которым подчинено движение фундамента под действием работающей машины, и уметь, как теоретическим подсчетом оценить размах колебяний фундамента, так и при помощи записи этих колебаний вибрографом проверить правильность сделанных подсчетов.
Проф. Фепель сравнивает движение фундамента горизонтальной паровой машины с дви жением лодки, едоль которой ходит взад и вперед лодочник. Это наглядное представление позволяет сразу же оценить величину колебаний фундамента
В самом деле, на систему, состоящую из лодки с частью воды и лодочника, никаких внешних сил не действует. Следовательно, центр тяжести этой системы по общим законам механики должен оставаться в покое. А раз так, то при горизонтальном перемещении лодочника на величину sx лодка должна проходить навстречу ему путь, равный s2. Из ргв;нства нулю работы системы на этом перемещении мы можем составить уравнение, позволяющее, зная вес лодочника вес лодки с частью воды и путь, проходимый лодочником, sv найти длину пути лодки.
Применяя подобную аналогию к фундаменту под горизонтальную паровую машину, приходится вес лодочника отождествлять с вгсом суммы поршня, ползуна и половины шатуна, путь, проходимый лодочником, с ходом поршня, а вес лодки с весом фундамента. Надо отметить при этом, что подобный подсчет идет явным образом в запас устойчивости фундамента.
Опыт применения этих посчетов показал, что практически можно допустить для амплитуды колебаний фундаментов величину, несколько большую, чем 1 мм, без вреда для установки.
Приведенный пример с лодкой позволяет наметить те мероприятия, которые следует произвести в случае сильных колебаний фундамента, внушающих опасения или за целость установки или за безопасность рядом стоящих зданий.